Категории

Памятка для родителей, у которых родился незрячий ребенок

Памятка для родителей, у которых родился незрячий ребенок

Кратко:

Марта Любимова рассказывает, что делать, куда обращаться и чему учить ребенка с нарушением зрения.

Тифлокомментарий: цветная фотография. У белой фактурной стены сидит молодая темноволосая женщина в белой пижаме, обнимает младенца в подгузнике. Малыш прижимается лбом к груди женщины, та с нежностью прикасается щекой к его голове со светлыми волосиками.

Тифлопедагог и инструктор по ориентированию и мобильности программы «Особый взгляд» Марта Любимова подготовила памятку для родителей, у которых родился незрячий ребенок. Из нее вы узнаете, как оформить инвалидность, получить ТСР, а также о том, каких специалистов выбрать для развития ребенка.

Обращение к офтальмологу

Когда следует незамедлительно обратиться к офтальмологу:

  1. Видимые изменения глазного яблока: помутнение роговицы, изменена форма зрачка, глаз слишком большой или слишком маленький, блестит и так далее;
  2. Косоглазие одного или обоих глаз;
  3. Ребенок родился раньше срока: все недоношенные дети должны быть под пристальным наблюдением врача офтальмолога с самого рождения. Необходимо следить за состоянием сетчатки, чтобы не пропустить ретинопатию недоношенных;
  4. ⁠Ребенок не следит за игрушками;
  5. ⁠Ребенок ищет игрушки и другие предметы руками;
  6. ⁠Ребенок подносит предметы близко к глазам;
  7. ⁠Ребенок часто спотыкается, задевает предметы;
  8. Свечение зрачка не красным цветом при фотографировании ребенка со вспышкой;
  9. Слезотечение до 2-х месяцев;
  10. Стояние слезы в глазу

Это не весь перечень причин, которые требуют безотлагательной консультации врача-офтальмолога. Если у вас возникли подозрения, что что-то не так, лучше обратиться к врачу и развеять сомнения, чем упустить то, требует незамедлительного вмешательства. Иногда время оказания помощи играет ключевую роль в успешном лечении! Не бойтесь «зря потревожить врачей».

При этом независимо от того, есть подозрение на нарушение зрения или нет, все дети должны проходить профилактическое обследование:

  • сразу после рождения

  • в 1 мес

  • 6 мес

  • 1 год

  • 3 года

  • 7 лет

  • каждый год обучения в школе

Этап 1

Установление диагноза

Диагноз, касающийся органа зрения, устанавливает только офтальмолог. Но заподозрить наличие нарушения зрения может любой врач. Если он рекомендует обратиться к офтальмологу, к этой информации нужно отнестись со всей серьезностью. Помимо осмотра могут понадобиться дополнительные исследования.

Когда ребенку установили диагноз, задайте врачу все вопросы, которые у вас могут возникнуть. Разберитесь в том, что именно нарушено, можно ли чем-нибудь помочь, какая нужна терапия — ищите того, кто ответит на все вопросы. Это важно по двум аспектам. Первый: важно не упустить возможность помочь ребенку, если есть шанс улучшить зрение или не допустить его ухудшения. Второй: вы должны понимать реальные перспективы. Может ли зрение ухудшиться? Что может повлиять на ухудшение зрения, какие противопоказания есть при данном нарушении зрения. Немаловажный момент — нужно понимать, когда следует остановиться в медицинских вмешательствах и начинать другую работу с ребенком.

Если предполагается генетический диагноз

Если у ребенка предполагается генетический диагноз, следует сделать генетическое тестирование для подтверждения.

  1. Консультация генетика. Анализы сдаются по рекомендации и направлению врача.

  2. Сдача биоматериала. Для этого необходимо найти генетическую лабораторию, которая делает необходимые анализы. Если подобной в вашем регионе нет, нужно найти лабораторию в вашем регионе, которая сотрудничает с генетической лабораторией. В этом случае вы сдаете кровь у себя в регионе, а ваша лаборатория отправит кровь в генетический центр на обследование. Многие анализы можно сдать бесплатно по различным программам, в частности бесплатно генетические анализы делают МГНЦ им. Бочкова.

  3. После получения результатов нужно пройти консультацию для расшифровки. Возможно, придется пройти дополнительные обследования самому ребенку, а также сдать анализы родственникам. Хорошо, если вам удастся попасть на консультацию к офтальмологическому генетику.

  4. Встать в реестр генетических заболеваний в пациентскую организацию по своему заболеванию.

Этап 2

Установили диагноз — что дальше?

Итак, ребенку установили диагноз.

Следующие действия:

  1. Оформление инвалидности;

  2. Поиск специалистов для развития ребенка.

Оформление инвалидности

Оформление инвалидности по зрению — это всего лишь получение социального статуса, который позволит вам и вашему ребенку получить те или иные льготы. Оформление инвалидности не влияет на здоровье вашего ребенка!

Если врач-офтальмолог подтвердил нарушение зрения, то уточните, попадает ли состояние органа зрения под процедуру оформления инвалидности. В случае, если характер органа зрения позволяет начать процедуру оформления инвалидности, то просите врача-офтальмолога дать направление на прохождение процедуры по форме № 088/У.

Оформление инвалидности — это регламентированный процесс, который осуществляется в поликлинике. Вам необходимо пройти всех специалистов, которые будут указаны в форме № 088/У.

Форма N 088/У заполняется с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ) в соответствии с пунктом 17 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года № 588.

Когда вы прошли всех специалистов, вы вновь возвращаетесь к врачу-офтальмологу, который завершает оформление формы 088/У и подготавливает пакет документов для передачи его в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Оформление инвалидности ребенку — процесс, который займет от трех до шести месяцев. Для подтверждения диагноза потребуется сдать большое число анализов и несколько раз обследоваться у разных специалистов.

  1. Оформление инвалидности начинается от поликлиники, к которой прикреплен ребенок. Поликлиника может быть частной или государственной. После установления диагноза врач дает направление на Медико-социальную экспертизу (МСЭ).

  2. Направление документов в МСЭ.

Поликлиника передает направление в учреждение на проведение МСЭ без участия родителей в рамках электронного документооборота. О том, что это произошло, родителю сообщается через единый портал и (или) письмом.

Если направление на медико-социальную экспертизу не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований, бюро в течение 3 рабочих дней возвращает его в медицинскую организацию. Медицинская организация в течение 14 рабочих дней дополняет необходимыми сведениями направление, проводит дополнительные обследования, после осуществляет его повторную передачу в бюро.

Далее бюро рассматривает документы и оповещает семью о дате и месте проведения комиссии (заказным письмом, сообщением на едином портале, телефонным звонком или текстовым сообщением). Дату проведения комиссии согласовывают с заявителями и эту дату нельзя менять без уважительной причины.

Родитель может запросить выписку из протокола решения врачебной комиссии о направлении ребенка на медико-социальную экспертизу и само направление на бумажном носителе и (или) в электронной форме через личный кабинет гражданина на едином портале.

Прохождение МСЭ

У семьи есть несколько вариантов прохождения освидетельствования:

  • очный (на комиссии с личным участием, на дому, в больнице);
  • заочный (проводится, если ребенок проживает в труднодоступной местности и/или если состояние пациента не позволяет его транспортировать).

Процедура освидетельствования является бесплатной при любых формах проведения.

Комиссия рассматривает документы ребенка и затем каждый член выносит свое заключение. Если прийти к однозначному решению не удается, ребенка направляют на дообследование (ПДО — программа дополнительного обследования), после чего комиссия вновь рассмотрит дело и вынесет окончательный вердикт.

Родители или лица их замещающие должны получить уведомление о статусе поданных документов на едином портале государственных услуг или по sms на указанный номер телефона.

Получение заключения комиссии и установление группы инвалидности

По итогам экспертизы гражданин получает в бюро либо по почте при заочной экспертизе:

  • справку, подтверждающую факт установления инвалидности;

  • индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Детям до 18 лет присваивают статус «ребенок-инвалид». Взрослым 18+ дают группу инвалидности: I, II или III, в зависимости от выявленного состояния здоровья.

Технические средства реабилитации

Всем, кто получил инвалидность, технические средства реабилитации (ТСР) полагаются бесплатно: белая трость, индикатор уровня жидкости, видеоувеличители и другие. При условии, что ТСР включены в ИПРА — индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Что можно получить на Госуслугах:

  • Новые технические средства реабилитации или ремонт имеющихся;

  • Электронный сертификат для приобретения ТСР (выделяется сумма, которую можно потратить на покупку технического средства реабилитации из списка);

  • Собаку-проводника, компенсацию содержания и ветеринарного обслуживания (собаку-проводника можно получить после 18 лет);

  • Компенсацию затрат на проезд к месту нахождения организации-поставщика ТСР.

Как получить ТСР с помощью портала Госуслуги

  1. Воспользуйтесь услугой для оформления ТСР онлайн. Нужна подтвержденная учетная запись.
  2. Укажите подходящее основание для ТСР: ИПРА или заключение врачебной комиссии.
  3. Выберите цели или услуги и нажмите «Продолжить», перейдите к заявлению. Нужно ответить на вопросы и прикрепить документы.

Срок принятия решения — до 30 календарных дней. Уведомление о результате придет в личный кабинет.

Вы можете оформить парковку на местах для инвалидов, если у вас есть автомобиль.

ЭТАП 3

Кто может оказать помощь в развитии ребенка

После того, как установлена инвалидность, необходимо найти специалистов, которые обучат семью взаимодействию с незрячим ребенком и будут заниматься его непосредственным развитием. Занятия нужно начинать как можно раньше, чтобы незрячий ребенок осваивал все навыки в соответствии с возрастом.

Тифлопедагог — это основной специалист, который обучает и развивает детей с нарушением зрения, а также обучает взрослых незрячих людей жизненным навыкам.

Специалист по раннему развитию — занимается развитием детей до 3 лет.

Специалист ЛФК — у многих незрячих детей имеются проблемы с основными движениями из-за малой активности, специалист по лечебной физкультуре будет очень полезен.

Специалист по сенсорной интеграции. Специалисты занимаются коррекцией нарушений восприятия и обработкой сенсорной информации, если она нарушена.

Куда обратиться? Где искать специалистов?

  1. Развивающие центры. Обратитесь в различные развивающие центры вашего города, возможно, в них есть тифлопедагог.

  2. Детские сады для детей с нарушением зрения.
    Бывают двух видов:

    • Компенсирующего вида, когда в организации находятся дети преимущественно с нарушением зрения;

    • Комбинированного вида, когда в организации организованы группы для детей с нарушением зрения.

  3. Преимущество посещения детского сада для детей с нарушением зрения:

    1. Наличие специалистов. Воспитатели в таких детских садах прошли специальное обучение. В детском саду есть тифлопедагог, в некоторых организациях в каждой группе работает свой тифлопедагог на постоянной основе. А также работают логопеды, специалисты по адаптивной физкультуре, психологи и другие.

    2. Используются адаптированные образовательные программы, которые помогают детям освоить весь материал с учетом их зрительных особенностей.

    3. Помимо обычных занятий проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия: по формированию навыков ориентирования и мобильности в пространстве, по самообслуживанию, развитию коммуникативных навыков и другие.

    4. В группе детского сада организована развивающая среда.

    5. Количество детей в группе значительно меньше по сравнению с общеразвивающими группами.

    6. Офтальмологическая помощь. В некоторых детских садах проводится аппаратное лечение.

    К сожалению, некоторые детские сады для детей с нарушением зрения принимают только детей с пониженным зрением и слабовидящих.

  4. Школы для детей с нарушением зрения. Некоторые школы оказывают консультативную помощь семьям, имеющим ребенка с нарушением зрения.

  5. Государственные библиотеки для слепых. Зачастую библиотека для слепых оказывает услуги широкого профиля. В библиотеке могут проводиться занятия для незрячих детей, а также различные культурные и просветительские мероприятия. В библиотеках помимо литературы, напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля, есть и литература по воспитанию и обучению незрячих детей, напечатанная обычным шрифтом для зрячих. Вы можете взять книги с рельефными иллюстрациями. С полным каталогом пособий и материалов можно ознакомиться на сайте Российской государственной библиотеки для слепых: https://rgbs.ru/.

    Если в филиале вашего города нет нужной книги, вам ее могут выслать совершенно бесплатно.

  6. Фонды, НКО и пациентские организации. Обязательно поищите пациенсткую организацию по своему диагнозу. Такие организации часто оказывают различную помощь: бесплатные обследования, консультации специалистов, развивающие занятия.

    Профильные некоммерческие организации есть в разных регионах и часто активно оказывают помощь как людям с нарушением зрения, так и их семьям.

    Фонды, которые специализируются на помощи людям с нарушением зрения могут оказать существенную поддержку.

    Например, программа «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Программа предлагает занятия с тифлопедагогами в регионе проживания человека, а также онлайн-занятия для родителей.

Чему учить незрячего ребенка

Особенностью обучения незрячего ребенка является то, что в отличии от зрячего, который много осваивает сам по подражанию или наблюдая за другими людьми, ребенка с нарушением зрения нужно обучать всему специально.

Список занятий, на которые нужно обратить внимание:

  1. Самообслуживание. Незрячие люди могут делать все бытовые навыки, их нужно только научить. Чем раньше начать обучать ребенка всему, что он должен уметь в своем возрасте, тем лучше. Одеваться, раздеваться, есть, делать уборку, готовить еду и многое другое — всему этому можно научиться благодаря занятиям.

  2. Ориентирование и мобильность с белой тростью. Наша задача не только обучить навыкам, а еще и сформировать определенную норму жизни. Для незрячего ребенка должно быть нормальным, что он самостоятелен, сам обслуживает себя, сам передвигается в пространстве (в помещении и на улице). Как только у ребенка возникает желание отпустить руку взрослого, ему нужно предложить передвижение с белой тростью. Сначала нужно будет обучить маршрутам, а затем универсальным навыкам самостоятельного передвижения, в том числе пересечению проезжей части.

  3. Развитие осязания и моторики. Развивать мелкую моторику очень важно. Предлагайте ребенку все, что возможно: перебирать крупу и природные материалы, различные мозаики, лепку из пластилина, теста. Развитая моторика поможет и в чтении, и письме, и в самообслуживании.

  4. Коммуникативные навыки, мимика, пантомимика. Мимику и жесты люди осваивают по подражанию. Незрячего ребенка нужно специально учить жестам. Например, важно научить его поворачивать голову в сторону того человека, с которым он разговаривает. Обучайте всем нормам поведения и общения, которые приняты в обществе.

  5. Рельефно-точечный шрифт Л. Брайля. Незрячие дети пишут рельефно-точечным шрифтом. В дошкольном возрасте Брайль не изучается, но важно подготовить руку ребенка развитием моторики. Если у него имеется остаточное зрение, то можете проконсультироваться с тифлопедагогом о необходимости изучения шрифта Брайля. Зачастую Брайль увеличивает скорость чтения.

  6. Использование компьютеров с помощью программ экранного доступа. Сегодня незрячие люди могут пользоваться компьютерами и смартфонами, что безусловно расширяет возможности в выборе профессии. На самый обычный компьютер или ноутбук устанавливается программа, которая озвучивает все, что находится на экране. У современных смартфонов такая программа уже вшита в настройках.

  7. Лечебная физкультура. Незрячие дети часто имеют ограничения в физической активности. Можете заниматься дома сами или посещать специальные занятия. Важно научить его всем базовым движениям: ползание на четвереньках, приседание, стояние на одной ноге, ходьба с переката с пятки на носок и другие. Помимо всего этого ходите с ребенком как можно чаще.

  8. Обогащение представлений незрячего ребенка об окружающем мире. Важно понимать, что мир ребенка с нарушением зрения состоит из того, что он держал в руках. Мало рассказывать о том, как устроен мир и описывать, что его окружает, необходимо по возможности знакомить ребенка тактильно с объектами окружающего мира. Обращайте внимание на игрушки. Музыкальные игрушки могут тормозить развитие. Выбирайте развивающие игрушки, игрушки для сюжетно-ролевой игры, животных, транспорт и другие. Учите ребенка играть.

Если у ребенка прогрессирующее нарушение зрения

Если у ребенка установили диагноз и вы узнали, что данное нарушение зрения может прогрессировать, обязательно расспросите врачей-офтальмологов о том, как именно будет изменяться зрение, как скоро это может произойти, что можно сделать для того, чтобы нарушение зрения прогрессировало медленнее. Возможно, если у ребенка к моменту поступления в школу будет высокая острота зрения и сохранены поля зрения, вы озадачитесь выбором школы.

Есть школы для незрячих и слабовидящих детей, которые работают с разной степенью нарушения зрения, есть те, которые больше специализируются на обучении слабовидящих детей и шрифт Брайля в обучении не используют. Есть школы, которые, наоборот, больше направлены на обучение тотально слепых детей. Часто школы для детей с нарушением зрения имеют статус интернатов, так как не в каждом городе есть подобная школа.

Выбирайте школу по состоянию зрения ребенка на момент поступления в школу. Но если состояние зрения будет ухудшаться, важно не пропустить момент для включения в обучение ребенка необходимых технологий, занятий, и, возможно, смены образовательной организации.

Об авторах

Марта Любимова

Марта Любимова

Методист программы, тифлопедагог

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.